Экскурс в историю: Христианство и спорт. Протоиерей Илия Алексанкин

«Гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно».

( Сщмч. Климент Александрийский)

Христианские авторы I-IV веков о спорте

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богословов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный - вещи все-таки разные.

Феофан Затворник "О сохранении здоровья при научных трудах"

"..Трудиться трудитесь - дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье - что лошадка. Загонишь - ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться; когда не пишете, больше ходить по хате, чем сидеть. - И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение - точить, пилить, строгать, рубить, - то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей.

Есть книжка - комнатная гимнастика, - указаны разные движения - руками, ногами, туловищем, головою. Дюже хороша для гигиены. У меня была, теперь нет, и не знаю, куда обратиться. Цель та, - чтобы ни одному мускулу не давать залеживаться без дела, а напротив, всякий день каждый подергать и понапрячь. Отсюда мерное течение и питательных отправлений тела.."

Святые о физических упражнениях

Глава 10
О том, что посещение гимнастических школ относится к разумному образу жизни

Вместо бань гораздо полезнее для юношей гимнастические школы; но и мужам зрелого возраста не дурно посещать с большей, нежели бани, охотой эти, иного рода заведения; они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленные на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно. И женщины не должны уклоняться от телесных упражнений;

пусть только не в борьбе и бегании взапуски они упражняются, а волну прядут и ткут, и кухарке помогают, если то нужно. Кроме того, работой жен должна быть выдача из кладовых необходимого для нас. Ни одна из них не должна считать для себя стыдом и стояние при ручной мельнице; для женщины домохозяйственной и деятельной ничего нет дурного в занятиях на кухне для доставления удовольствия мужу. Вытряхивание одеял, потчиванье мучимого жаждой мужа, собирание ему обеда – для жены приличнейшие и самые здоровые телесные упражнения. Педагог хвалит жену, которая «протягивает руки свои к прядке, и версты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся»(Притч.31:19–20). Особенно не должна она стыдиться своего главного служения (гостеприимства), а Сарре в оном подражать, которой Авраам говорил: «Поскорее замеси три саты лучшей муки, и сделай пресные хлебы» (Быт.18:6). «Пришла Рахиль», говорится, с «мелким скотом отца своего» (Быт.29:9). Но Писанию было недостаточно этого; изображая, как эта юная дева далека была от всякого чванства и спеси, оно присоединяет: «потому что она пасла». Но Писание приводит множество и других примеров женской простоты, старательности и телесных работ.